Творчество Лавкрафта в кинематографе

Я давно являюсь поклонником творчества Лавкрафта. Перечитал большую часть его произведений и пересмотрел почти все фильмы, которые так или иначе относятся к его творчеству. Я не буду приводить полный список фильмов снятых по Лавкрафту, коснусь только тех, которые меня так или иначе тронули или будут интересны поклонникам данного автора.

Илюстрация к фильму ReanumatorФильм «Реаниматор» (англ. Re-Animator, 1985). Очень известный фильм. Сняли его по мотивам рассказа Лавкрафта «Герберт Уэст — реаниматор». Фильм снят именно по мотивам, т.к. произведение довольно сильно отличается от самого фильма. Потом были сняты еще два продолжения, но они, как обычно, несколько слабее первой части.

Сюжет:

Студент-медик Дэн Кейн из университета Мискатоник работает в клинике. Ему дают в напарники Герберта Уэста. Этот Герберт Уэст достаточно мутная личность — его почему-то перевели из другой клиники из-за какого-то большого скандала (что там произошло, он упорно не признается). Герберт Уэст одержим своей работой — он ищет некий эликсир,
который может оживлять мертвых. Причем, эликсир у него вроде как уже есть, осталось мелочь — нужно его как-то протестировать. Проблема в том, что эликсир работает тем лучше, чем меньше прошло времени после смерти пациента. Это приводит к тому, что Уэст начинает косо поглядывать на окружающих живых…

Фильм — классика фильмов ужасов, имеет статус культового и всем любителям фильмов ужасов, просто обязателен к просмотру. С точки зрения соответствия оригиналу — как по содержанию, так и по духу, фильм не выдерживает никакой критики. В целом, фильм совершенно заслуженно получил свой статус и придираться к некоторым несоответствиям с оригиналом, просто глупо.

Илюстрация к фильму From BeyondФильм «Извне» (англ. From Beyond, известен также под названием С того света, 1986) — фильм того же режиссёра Стюарта Гордона и это достаточно сильно заметно. Поставлен
по мотивам рассказа Лавкрафта «From Beyond», 1920 (известен под русским названием «Из глубин мироздания»). Как это ни странно, но этот фильм мне понравился даже больше, чем Реаниматор. Хотя про реаниматоры я слышал достаточно давно, а вот про этот узнал относительно недавно. Скорее всего, это связанно с тем, что этот фильм значительно более серьезный, чем предыдущий. Тут нет комедийных моментов и черный юмор отсутствует начисто.

Сюжет:

Главный герой, ассистент некого физики-гения, помогает своему наставнику создавать  какое-то мегаустройство. Это устройство, когда его включаешь, чего-то там  стимулирует в мозгу и у человека открывается, что-то вроде третьего глаза. Т.е. люди, попадая в поле действия прибора, начинают видеть то, чего обычный человек обычно не может видеть. Только вот незадача, те существа тоже начинают видеть нас и даже воздействовать на нас (т.е. происходит некоторое смешение нашего мира и их мира). Конечно же потусторонние существа тут же приступают к «воздействию» — первым делом они откручивают башку супер гению, ну и ассистенту досталось на орехи… далее происходит расследование загадочного убийства профессора, для чего проводится серия следственных экспериментов… понятно, что ни к чему хорошему это привести не может.

Как по мне, фильм именно такой, каким должны быть экранизации Лавкрафта. Фильм идеально передает дух лавкрафтовских произведений, он достаточно динамичный и при этом не вызывает раздражение постоянным экшеном. Единственно, что мне кажется было сделано не правильно, это то, что они пытались показывать «потусторонние» существа, тогда как Лавкрафт, наоборот все свои сюжеты строил именно на недосказанностях и намеках.


Илюстрация к фильму В Пасти БезумияФильм «В Пасти Безумия» (англ. In the Mouth of Madness, 1995) — режиссёра Джона Карпентера. Сценарий фильма основан на произведениях  Лавкрафта и Стивена Кинга. Данный фильм не является собственно экранизацией какого-то произведения Лавкрафта. Скорее, речь идет о фильме снятом в духе произведений Лавкрафта, что очень сильно чувствуется. Ну или даже о самом Лавкрафте. Фильм очень пересекается с его творчеством и содержит массу намеков и прямого цитирования произведений писателя. Даже название фильма на английском In the Mouth of Madness, очень созвучно с At the Mountains of Madness — одному из центральных произведений Лавкрафта.

Сюжет:

Главный герой, некий очень успешный страховой следователь Джон Трент, который «раскусывает» всяких мошенников в полу взгляда.  Его нанимает издательство книг ужасов, у них проблема — их главный автор ужасов Саттер Кейн, куда то пропал. Автора никто и никогда не видел (что делает его похожим на самого Лавкрафта, который тоже так делал) и все общение с ним происходило через его агента. Агент вдруг! сошел с ума. Издательство же, в предвкушении большого куша, уже запустило рекламную кампанию и даже начало принимать пред заказы на книгу Кейна. Получается, что им надо срочно найти автора и опубликовать книгу, иначе им не поздоровится. Джон начинает расследование и по мере приближения к цели, его связь с реальностью начинает размываться. Неясно, кто собственно сумасшедший Джон или все остальные. И вообще, что такое сумасшествие и нормальность. 

Фильм, без преувеличения, культовый и как мне кажется, абсолютно обязателен к просмотру. Когда-то фильм произвел на меня неизгладимое впечатление, а некоторые сцены я время от времени пересматриваю и сейчас. Суммируя, тема «безумия» в фильме раскрыта полностью, сюжет и исполнение завораживает.

Илюстрация к фильму DagonФильм «Дагон» (англ. Dagon, 2001) —  режиссёра Стюарта Гордона (любит видать очень снимать по произведениям данного автора). Экранизация произведения Лавкрафта «Тень над Иннсмутом». Фильм поставлен намного ближе к оригиналу, чем например Реаниматор и мне лично, очень и очень понравился. Не знаю, может просто так совпало, но я был очень впечатлён этим фильмом. Фильм вроде как провалился в прокате, а мне он понравился :) (Что впрочем не так уж и редко бывает)

Сюжет:

Недалеко от берегов Испании на яхте отдыхают две влюбленные парочки. Тут вдруг, налетает шторм и яхта получает пробоину, напоровшись на риф. В результате аварии одна из девушек повреждает ногу, с ней остается ее парень, а вторая парочка высаживается на берег в поисках помощи, в стоявшей совсем недалеко, прямо на берегу, деревне. Результаты превосходят все их ожидания и приводят к достаточно необычным открытиям.

Думаю, что провал фильма связан, только с одним фактом — он слишком близко снят в соответствии с оригинальным произведением. Дело в том, что современный обыватель, привык к совершенно устоявшемуся набору нечисти. Жанры фильмов строго канонизированы — этот фильм про вампиров, а этот — про зомби и т.д. У Лавкрафта был свой набор нечисти и своя мифология. Поэтому фильм вызывает по меньшей мере недоумение, про кого он? Определить жанровую принадлежность его совершенно невозможно, что привело к тому, что фильм не «пошел». Само произведение отсылает нас к куче других произведений автора, для полного понимания происходящего надо «быть в теме». Фильм конечно же не может передать всех тех отсылок и намеков, что присутствовали в оригинале.

PS: Знаете хороший фильм по Лавкрафту? Напишите в комментариях — с удовольствием посмотрю.

PPS: Очень жаль, что Гильермо Дель Торо и Джеймс Кэмерон, так и не смогли начать съемки фильма по мотивам «Хребтов безумия»… А мы надеялись, а мы так ждали…

Запись опубликована в рубрике Без рубрики, Развлечения с метками . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

5 комментариев на «Творчество Лавкрафта в кинематографе»

  1. Мария говорит:

    Признаться честно, Дагон мне совсем не понравился, и дело даже не в отступлении от привычных сюжетных линий и отсутствии «типичного» Зла. Дешево и безвкусно. Но, конечно же, у каждого свое мнение на этот счет)

    • Роман говорит:

      Наверное, именно дагон самый что не на есть Лавкравтовский фильм. Творчество лавкрафта довольно специфично, и потому фильмы по его произведениям нужно смотреть «подготовленным». Попробуйте почитать и тогда вы совсем по другому увидите этот фильм

  2. Олеся говорит:

    Из всего вышеперечисленного, я смотрела только «Дагон». Мне лично, фильм очень понравился. (может всё дело в том, что я большой поклонник Лавкрафта?)
    Однако остальные фильмы снятые по его произведениям, я смотреть не тороплюсь — предпочитаю книги.

    Я бы посоветовала, прежде чем за просмотр Дагона садиться, прочитать «Тень над Иннсмаутом».

    А на счет фильмов по его произведениям… Слышала только о «Зов Ктулху». Фильм стилизован под немые черно-белые фильмы 20-х годов.

  3. Антон говорит:

    Дагон мне понравился, но его трудно воспринимать как какой-то блокбастер. Все-таки съемка не шибко дорогая. Но остальные фильмы как-то вообще не очень — на очень больших ценителей и любителей короткометражек и т.п. Чего-то реально масштабного, как ни странно, ничего нет.

Добавить комментарий